Помощник президента России, председатель Морской коллегии Николай Патрушев на совещании по вопросам реализации национальной морской политики в Азово-Черноморском регионе заявил о необходимости комплексного обеспечения безопасности морской деятельности в условиях современных угроз.
Он подчеркнул, что обстановка в регионе остаётся непростой: продолжаются атаки беспилотных летательных аппаратов и надводных дронов, совершаются террористические акты в отношении объектов инфраструктуры южных регионов. В связи с этим важнейшей задачей определено обеспечение безопасности судоходства и портово-прибрежной инфраструктуры. По его словам, Минобороны России уже ведёт работу по развитию системы базирования Военно-морского флота, включая новые территории, вошедшие в состав РФ. Патрушев отметил, что внимание необходимо уделять антитеррористической и противодиверсионной защите, а также оснащению объектов инженерно-техническими средствами противодействия беспилотным угрозам. Важная роль в этом процессе принадлежит Морским советам, которые должны быть сформированы во всех приморских субъектах, включая новые регионы Донбасса и Новороссии. Эти структуры должны обеспечить согласованность действий федеральных и региональных органов власти и организаций в сфере морской деятельности.
По словам председателя Морской коллегии, Азово-Черноморский регион подвержен рискам аварий и чрезвычайных ситуаций, прежде всего в результате терактов. Он напомнил о прошлогодних авариях в Керченском проливе, приведших к серьёзным экологическим последствиям, и подчеркнул, что первоочередная задача — недопущение повторения подобных инцидентов.
Отдельно Патрушев обратил внимание на масштабный процесс модернизации и развития портовой инфраструктуры. До 2030 года в портах Краснодарского края — Новороссийске, Тамани, Туапсе, Темрюке, на портах Кавказ и Ейск — реализуется около 20 проектов общим объёмом инвестиций свыше 500 млрд рублей. В Новороссийске строится универсальный перегрузочный комплекс мощностью 12 млн тонн в год, а в Тамани возводится перевалочный комплекс аммиака и удобрений до 5 млн тонн. В Крыму и Севастополе модернизируются морские порты, создаются новые логистические схемы.
В Ростовской области идёт строительство портовых и логистических комплексов для экспортной отгрузки зерна и сыпучих грузов, рассчитанных на суда типа «река-море». В Мариуполе и Бердянске продолжаются работы по восстановлению инфраструктуры: проводится дноуглубление, устанавливается навигационное оборудование, формируются современные технологические комплексы.
Патрушев подчеркнул, что все действующие и перспективные российские порты региона должны быть интегрированы в единую транспортную систему страны. Это позволит выстроить новые экспортные маршруты, включая направление на страны Глобального Юга, а также способствовать развитию международного транспортного коридора «Север – Юг».
Для обеспечения роста грузооборота и пассажирских перевозок требуется наращивание темпов судостроения, прежде всего на российских верфях. Дополнительный импульс развитию отрасли придаст закон «О судостроении», который по решению Совета безопасности России готовится к внесению в Государственную думу.